Деркович

Деркович
, Дьюла (Derkovits, Gyula) 1894, Сомбатхей — 1934, Будапешт. Венгерский живописец и график. Родился в многодетной и малообеспеченной семье столяра. С детства вынужден был заниматься тем же ремеслом вопреки страстной любви к рисованию. Участвовал в Первой мировой войне, откуда вернулся инвалидом. В 1916 получил возможность посещать вечерние художественные классы в Будапеште, продолжая работать столяром. В 1918 занимался в вечерней Художественной школе К. Кернштока, продолжив эти занятия летом 1919, в период Венгерской советской республики, в загородной художественной колонии. Член компартии Венгрии с 1918. В 1923— 1925 жил в Вене, покинув родину из-за тяжелого материального положения и политических гонений. В 1926 вернулся в Венгрию, жил в Будапеште. За сравнительно короткую 15-летнюю творческую деятельность Деркович прошел весьма интенсивный путь развития, освоив уроки европейских художественных течений и выработав собственный стиль. В самом начале 1920-х в его картинах, изображающих обычно группы людей, подчас обнаженных, работающих либо отдыхающих на природе, ощущается воздействие Сезанна и отчасти кубизма (Под большим деревом, 1922, Будапешт, Венгерская нац. галерея). В произведениях венского периода усиливается влияние экспрессионизма. Соответственно меняется и тематика картин, в которых преобладают мотивы смерти (Оплакивание, 1924, Будапешт, Венгерская нац. галерея). По возвращении на родину экспрессионистические черты становятся определяющими, композиция динамизируется, основные сюжеты — жизнь простых людей, их горести и беды (Беженцы, 1926; Улица, 1927, обе — Будапешт, Венгерская нац. галерея). В это время вырабатываются характерные приемы мастера: необычная точка зрения, кадрирование композиции, драматизм образов, доходящий порой до остроты гротеска. Помимо живописи художник обращается в этот период и к гравюре. В 1928—1929 исполнена серия из 11 ксилографий 1514 год, посвященная жестоко подавленному крестьянскому восстанию в Венгрии. Изображения полны эмоционального накала, проникнуты бурной экспрессией и динамикой. Контрасты черного и белого, ритмические повторы фигур и линий передают неистовый порыв восставших, их несломленную волю и драматический финал. Трагические события воспроизведены в картине Террор (1930, Будапешт, Венгерская нац. галерея). В смело кадрированной композиции с точкой зрения сверху, направленной на булыжную мостовую, сопоставлены немногие "говорящие" детали: голова убитого и рядом тяжелые жандармские сапоги и ружейный приклад. В 1930-е, несмотря на постоянные лишения и болезни, Деркович не теряет оптимизма. Появляются картины, полные светлого лиризма, веры в человека. Лучшие работы отличаются многоплановостью образного и эмоционального решения, умением через эпизод показать сложные человеческие взаимоотношения. Такова картина Судебная повестка (1930, Будапешт, Венгерская нац. галерея). Здесь показана и тяжкая нужда героев — самого художника и его жены, и глубина связывающего их чувства. Пейзажный фон полотна позволяет ощутить радостное цветение окружающей природы, ее постоянное обновление. В дальнейших произведениях Дерковича экспрессия рисунка, острая характерность фигур сочетаются с их своеобразной монументализацией. Колорит, ранее подчас жесткий и суровый, высветляется. Преобладают тонкие нюансы серебристых, палевых, голубоватых, терракотовых тонов. В картине Поколения (1932, Будапешт, Венгерская нац. галерея) художник вводит в композицию изображение зеркала и отражения в нем. На первом плане сам мастер, в зеркале видны младенец с матерью, а за ними — висящий на стене портрет Карла Маркса. До последних дней Деркович продолжал воспевать простых людей — строителей и рабочих, жителей городских окраин, матерей с детьми. В его картинах и рисунках они трудятся (Строители моста, 1932; Кузнец, 1934, оба — Будапешт, Венгерская нац. галерея), воспитывают детей, стремятся защитить их от невзгод (Мост зимой, 1933, Будапешт, Венгерская нац. галерея). Именно эти люди поддерживали оптимизм художника с такой трудной судьбой. В период между двумя войнами Деркович стал одним из самых глубоких и содержательных венгерских мастеров. Его активное, страстное искусство оказало значительное воздействие на последующее поколение живописцев Венгрии.
Лит.: Погань Г. Э. Деркович. Будапешт, 1960; Деркович Дьюла, Деши Иштван Хубер: Каталог выставки. М., 1980; Derkovits Gyulane. Mi ketten. Emlekezes Derkovits Gyulara. Budapest, 1954; Korner Eva. Derkovits Gyula. Budapest, 1968; Derkovits Gyula. Emlekkiallitasa. Budapest, 1979.
Л. Алешина

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Деркович" в других словарях:

  • Деркович — (Derkovits)         Дьюла (13.4.1894, Сомбатхей, 18.6.1934, Будапешт), венгерский живописец и график. Сын столяра. Член компартии Венгрии с 1918. В дни Венгерской советской республики 1919 учился в Свободной художественной мастерской у К.… …   Большая советская энциклопедия

  • Деркович Дьюла — Деркович (Derkovits) Дьюла (13.4.1894, Сомбатхей, ‒ 18.6.1934, Будапешт), венгерский живописец и график. Сын столяра. Член компартии Венгрии с 1918. В дни Венгерской советской республики 1919 учился в Свободной художественной мастерской у К.… …   Большая советская энциклопедия

  • Деркович Дьюла —         (Derkovits) (1894 1934), венгерский живописец и график. В период Венгерской советской республики (1919) учился в Свободной художественной школе у К. Кернштока. В своих полотнах ( Террор , 1930, Судебное извещение , 1930, Три поколения ,… …   Художественная энциклопедия

  • ДЕРКОВИЧ (Derkovits) Дьюла — (1894 1934) венгерский живописец и график. Картины Дерковича отражают жизнь рабочего класса, отличаются остротой композиции и правдивостью образов, порою граничащей с гротеском ( Террор , 1930) …   Большой Энциклопедический словарь

  • ДЕРКОВИЧ Дьюла — ДЕРКОВИЧ (Derkovits) Дьюла (1894 1934), венгерский живописец и график. Картины Дерковича отражают жизнь рабочего класса, отличаются остротой композиции и правдивостью образов, порою граничащей с гротеском («Террор», 1930) …   Энциклопедический словарь

  • Деркович, Дюла — (Derkovits, Gyula) (13.04.1894, Сомбатхей 18.06.1934, Будапешт)    венгерский живописец и график. Родился в малообеспеченной многодетной семье столяра и в юные годы, несмотря на увлечение рисованием, был вынужден заниматься столярным ремеслом. В… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Венгрия — (Magyarország)         Венгерская Народная Республика, ВНР (Magyar Népköztársaság).          I Общие сведения В. государство в Центральной Европе, в центральной части бассейна Дуная. Граничит на С. с Чехословакией, на З. с Австрией, на Ю. с… …   Большая советская энциклопедия

  • Бытовой жанр —         жанр изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни (обычно современной художнику). Бытовые ( жанровые ) сцены, известные в искусстве с глубокой древности, выделились в особый жанр в феодальную эпоху (в… …   Художественная энциклопедия

  • Венгрия —         (Magyarorszag), Венгерская Народная Республика, социалистическое государство в Центральной Европе. На территории Венгрии сохранились неолитическая керамика и скульптура, памятники искусства скифов и кельтов, остатки римских поселений… …   Художественная энциклопедия

  • Социалистический реализм —         творческий метод литературы и искусства, представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества. Изображение… …   Художественная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»